ФНС России с целью обеление сферы общественного питания посредством комплекса мероприятий, направленных на определение причин, способствующих сокрытию выручки в сфере оказания услуг общественного питания приступила к реализации отраслевого проекта «Общественное питание». Проект призван выработать механизмы и предложения, которые позволят вывести предприятия общественного питания из теневого сектора. Мероприятия также направлены на побуждение к повсеместному применению ККТ, увеличение налоговых поступлений, проведение контрольных мероприятий в отношении недобросовестных налогоплательщиков. В конечном итоге реализация проекта будет способствовать созданию благоприятной конкурентной среды ведения бизнеса для добросовестных участников рынка. На первом этапе реализации отраслевого проекта «Общественное питание» Федеральная налоговая служба предполагает провести информационную кампанию по доведению до всех организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере общественного питания, информации об обязательных требованиях законодательства о применении контрольно-кассовой техники. В адрес каждого из хозяйствующих субъектов общепита будет направлено соответствующее уведомление о необходимости соблюдения положений Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Затем, планируется проведение контрольно-аналитических мероприятий на основе автоматизированной системы контроля и информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении налоговых органов с целью выявления хозяйствующих субъектов общественного питания. Имеющих наибольшее количество степеней риска нарушения законодательства о применении ККТ и налогового законодательства. Осуществленный в 2017-2019 годах переход на новый порядок применения ККТ, внедрение онлайн-касс, позволяющих в режиме реального времени передавать сведения о всех расчётах в налоговые органы, развитие программных комплексов (автоматизированных систем контроля) приводит к повышению прозрачности бизнеса, к цифровизации налогового администрирования, увеличению выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и как следствие повышение роста доходов бюджета за счёт сокращения теневого оборота рынка общественного питания и создания равных, конкурентных условий ведения бизнеса. Сегодня в налоговых органах используется автоматизированная система контроля позволяющая в режиме реального время отслеживать все проводимые расчёты (конкретное место расчёта, сумму расчёта, наименование реализуемого товара, фамилию лица, осуществившего расчёт). Таким образом, в условиях функционирования нового порядка применения ККТ минимизируется возможность применения незаконных схем уклонения от уплаты налогов, изменяется организация налогового контроля, происходит автоматизация налоговых процедур, сводятся к минимуму проверки добросовестного бизнеса. На территории Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в реестр (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 54-ФЗ). Исключения установлены Федеральным законом № 54-ФЗ. При расчете пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумаге (п. 2 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ). Если до момента расчета покупатель (клиент) предоставил номер телефона или адрес электронной почты, то кассовый чек или бланк строгой отчетности необходимо направить ему в электронной форме, если иное не установлено Федеральным законом № 54-ФЗ. Следует учитывать, что за нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей 145 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность. В частности, налагается административный штраф: на должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения кассы, но не менее 10 тысяч рублей; на юридических лиц - от 3/4 до полной суммы расчета без применения кассы, но не менее 30 тысяч рублей (ч. 2 ст. 145 КоАП). За повторное нарушение в случае, если сумма расчетов без применения кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 145 КоАП).